Отзыв на учебную программу по психологии

Отзыв

на учебную программу по психологии
«Познай себя и ты познаешь людей и мир»

  Успех любой программы — в ее замысле, а данной программы — в идеях развития «сознания, души и здорового тела».

Осуществление программы предполагает несколько лет, где первый год самый сложный.

Автор работал в школе по программе первый год. Тем не менее уже сейчас можно оценить программу как: 1) актуальную, 2) развивающую, живую, 3) целостную, 4) объемную, 5) уникальную, авторскую, 6) новую, 7) доступную.

Актуальность. У современных детей существует неуемная потребность знать, как жить, почему жизнь идет так, а не иначе… Современные дети особенно доверчивы, открыты к информации, к новым знаниям. Тема любви к миру — одна из самых захватывающих для детей и молодежи («Самая важная тема жизни, о которой никто не говорит»).

Развивающая, живая концепция автора изменяется в деталях, дает возможность участникам событий измениться самим, осмысливая происходящее, ориентирует на разрешение противоречий. Сам автор, что видно и в отчетах, помогает осмыслить набранный опыт, что дает возможность измениться самому и другим.

Целостность. Программа (1) дает научную объемную картину мира, (2) включает в мир не только человека, природу, но и космос (все звезды), (3) ориентирует на развитие в единстве «души, совести, духа, сознания, здорового физического тела», (4) целенаправленность: программа адресована как детям, так и взрослым: родителям, педагогам.

Объемность, глобальность разрешаемых противоречий шире, чем у многих современных психологов. Так автор разрешает противоречия между несколькими дихотомиями: внутренним сознанием и внешней формой его существования, рациональным-логикой и иррациональным, активностью-пассивностью, социальным-биологическим, внутренним (чувства, мысли) и внешним (материальное), субъективным-объективным и др. (Современные теории личности разрешают 2-3 противоречия из 10, по материалам , приведенным в книге «Теории личности» Зиглер и Хьелл).

Разрешение этих противоречий дает возможность иначе увидеть проблемы более крупного социального масштаба: русская душа и западный менталитет, мужское и женское начало, настоящее-прошлое-будущее, логическое- интеллектуальное и образное-душевное, возрождение идеалов, единство любви-мудрости, ответственность за свою жизнь, жизнь близких, как вдохновить, зажечь других людей, здоровье и образование, укрепление семейных отношений, преображение зла в добро и др.

Уникальность. Как неповторим каждый человек, страна, так и неповторимо произведение искусства, рожденное в процессе творчества.

Неповторима, уникальна и программа автора, обобщающая, синтезирующая его личный, уникальный опыт проживания кризисных ситуаций в условиях авторитарности и умения находить внутреннюю силу для преобразования условий, проявления способностей у детей и интеграция опыта русской и зарубежной культуры.

Программа в значительной степени является синтезом (не эклектикой) знаний прошлого и настоящего, накопленных в разных культурах, объединенных одной общей идеей — эволюции всего живого, поиском путей развития всего живого, осознанным развитом человека и помощь* окружающим живым существам. Главную идею автор, продолжая традиции, формулирует так: «Как всем в мире, согласии жить и развиваться».

Новизна. Предлагается новая идея: человек может изменить мир, если он научится управлять собой, глубоко познает себя и через освоенные новые методы может преобразовать других людей и мир. И только тогда это возможно и эффективно. Главное, эта идея соответствует этическим принципам; «Свобода мысли и чувства ответственности «не делать зло», «не нарушать естественных законов».

Доступность. Автор умеет преподнести материал образно через сказки, истории, рисунки, специально организованный зрительный ряд (репродукции художников, рисунки детей) и рационально, формулируя кратко основные идеи, учитывая уровень собеседника.

Воплощение программы.

  • Используются разные формы образования: посещение музеев, контрольные вопросы, творческие задания, коллективная творческая работа, эксперимент, лекции, беседы, практическая и самостоятельная работа и т.д.
  • Программа осуществляется совместно с педагогами, психологами, родителями, администрацией школ.
  • Трудности в большинстве своем являются следствием глобальности, новизны и уникальности программы. С одной стороны сам автор постоянно ищет, ему трудно работать в привычном каноне (его еще нет), а слушателям трудно настроиться на понимание нового (это требует максимальной мобилизации всех сил, осваивать новый материал творчески же).

По оценке экспертов, при наличии программы изменить (гармонизировать) сознание 21-летнего человека обычными методами можно За 5 месяцев, а 60-летнего человека — за 8 лет. Первый год для введения инноваций особенно трудный, так как происходит ломка стереотипов, начало самоизменения, которое из-за отсутствия опыта внутренней работы кажется очень трудным и неприятным вплоть до избегания и разрыва отношений сотрудничества и сотворчества.

  • Дополнительно можно отметить следующее:

а)   позитивный подход — поддержка позитивных проявлений в поведении детей и взрослых;

б)   Стиль общения автора одновременно в двух направлениях: по вертикали «Учитель-ученик» и по горизонтали (дружеские отношения);

в)   Умение практически разрешать возникающие ситуации в процессе общения с детьми и взрослыми нестандартно, творчески, по-человечески;

г)   научные методики применяются грамотно.

Предлагаемая программа адресована как учащимся школы, так и педагогам и психологам.

В марте-мае 2000 года проводился учебный семинар по программе «Диалоги о любви» с педагогами и психологами на базе ППМС центра Красногвардейского района. Программа «Познай себя и ты познаешь людей и мир» входила как часть в программу «Диалоги о любви» и представляла как лекции, так и практические занятия и индивидуальные консультации. Кроме того, В.Н. Масютин принимал обсуждение части занятий по программе «Диалоги о любви». Программа утверждена в УПМ в мае 2000 года.

Перспективы сформулированы автором:

1) Как строить блоки знаний в дальнейшем, чтобы самочувствие улучшалось не только ситуативно, но и происходило освобождение от болезней благодаря познанию человеком самого себя, использованию потенциала развития.

2) Сегодня внешние знания не гармонируют с внутренним содержанием личности самого педагога, неудовлетворенность педагогов разрушает гармонию детей.

Выводы: первый этап работы показал новые возможности. Одно из важнейших направлений — поиск красивой и эффективной формы передачи знаний разным типам людей ( с учетом пола, возраста, опыта, стереотипов т.д.).

otzyv

 

 

 

 

 

Музыка — П. И. Чайковский (1840-1893)

Стихи — А. К. Толстой (1817-1875)

Благословляю вас, леса,

Долины, нивы, горы, воды!

Благословляю я свободу

И голубые небеса!

И посох мой благословляю,

И эту бедную суму,

И степь от края и до края,

И солнца свет, и ночи тьму!

И одинокую тропинку,

По коей нищий я иду,

И в поле каждую былинку,

И в небе каждую звезду!

О, если б мог всю жизнь смешать я,

Всю душу вместе с вами слить;

О, если б мог в мои объятья

Я вас, враги, друзья и братья,

И всю природу, и всю природу

В мои объятья заключить!..

otz_7 otz_5otz_6 otz_4