Отзыв
на учебную программу по психологии
«Познай себя и ты познаешь людей и мир»
Успех любой программы — в ее замысле, а данной программы — в идеях развития «сознания, души и здорового тела».
Осуществление программы предполагает несколько лет, где первый год самый сложный.
Автор работал в школе по программе первый год. Тем не менее уже сейчас можно оценить программу как: 1) актуальную, 2) развивающую, живую, 3) целостную, 4) объемную, 5) уникальную, авторскую, 6) новую, 7) доступную.
Актуальность. У современных детей существует неуемная потребность знать, как жить, почему жизнь идет так, а не иначе… Современные дети особенно доверчивы, открыты к информации, к новым знаниям. Тема любви к миру — одна из самых захватывающих для детей и молодежи («Самая важная тема жизни, о которой никто не говорит»).
Развивающая, живая концепция автора изменяется в деталях, дает возможность участникам событий измениться самим, осмысливая происходящее, ориентирует на разрешение противоречий. Сам автор, что видно и в отчетах, помогает осмыслить набранный опыт, что дает возможность измениться самому и другим.
Целостность. Программа (1) дает научную объемную картину мира, (2) включает в мир не только человека, природу, но и космос (все звезды), (3) ориентирует на развитие в единстве «души, совести, духа, сознания, здорового физического тела», (4) целенаправленность: программа адресована как детям, так и взрослым: родителям, педагогам.
Объемность, глобальность разрешаемых противоречий шире, чем у многих современных психологов. Так автор разрешает противоречия между несколькими дихотомиями: внутренним сознанием и внешней формой его существования, рациональным-логикой и иррациональным, активностью-пассивностью, социальным-биологическим, внутренним (чувства, мысли) и внешним (материальное), субъективным-объективным и др. (Современные теории личности разрешают 2-3 противоречия из 10, по материалам , приведенным в книге «Теории личности» Зиглер и Хьелл).
Разрешение этих противоречий дает возможность иначе увидеть проблемы более крупного социального масштаба: русская душа и западный менталитет, мужское и женское начало, настоящее-прошлое-будущее, логическое- интеллектуальное и образное-душевное, возрождение идеалов, единство любви-мудрости, ответственность за свою жизнь, жизнь близких, как вдохновить, зажечь других людей, здоровье и образование, укрепление семейных отношений, преображение зла в добро и др.
Уникальность. Как неповторим каждый человек, страна, так и неповторимо произведение искусства, рожденное в процессе творчества.
Неповторима, уникальна и программа автора, обобщающая, синтезирующая его личный, уникальный опыт проживания кризисных ситуаций в условиях авторитарности и умения находить внутреннюю силу для преобразования условий, проявления способностей у детей и интеграция опыта русской и зарубежной культуры.
Программа в значительной степени является синтезом (не эклектикой) знаний прошлого и настоящего, накопленных в разных культурах, объединенных одной общей идеей — эволюции всего живого, поиском путей развития всего живого, осознанным развитом человека и помощь* окружающим живым существам. Главную идею автор, продолжая традиции, формулирует так: «Как всем в мире, согласии жить и развиваться».
Новизна. Предлагается новая идея: человек может изменить мир, если он научится управлять собой, глубоко познает себя и через освоенные новые методы может преобразовать других людей и мир. И только тогда это возможно и эффективно. Главное, эта идея соответствует этическим принципам; «Свобода мысли и чувства ответственности «не делать зло», «не нарушать естественных законов».
Доступность. Автор умеет преподнести материал образно через сказки, истории, рисунки, специально организованный зрительный ряд (репродукции художников, рисунки детей) и рационально, формулируя кратко основные идеи, учитывая уровень собеседника.
Воплощение программы.
- Используются разные формы образования: посещение музеев, контрольные вопросы, творческие задания, коллективная творческая работа, эксперимент, лекции, беседы, практическая и самостоятельная работа и т.д.
- Программа осуществляется совместно с педагогами, психологами, родителями, администрацией школ.
- Трудности в большинстве своем являются следствием глобальности, новизны и уникальности программы. С одной стороны сам автор постоянно ищет, ему трудно работать в привычном каноне (его еще нет), а слушателям трудно настроиться на понимание нового (это требует максимальной мобилизации всех сил, осваивать новый материал творчески же).
По оценке экспертов, при наличии программы изменить (гармонизировать) сознание 21-летнего человека обычными методами можно За 5 месяцев, а 60-летнего человека — за 8 лет. Первый год для введения инноваций особенно трудный, так как происходит ломка стереотипов, начало самоизменения, которое из-за отсутствия опыта внутренней работы кажется очень трудным и неприятным вплоть до избегания и разрыва отношений сотрудничества и сотворчества.
- Дополнительно можно отметить следующее:
а) позитивный подход — поддержка позитивных проявлений в поведении детей и взрослых;
б) Стиль общения автора одновременно в двух направлениях: по вертикали «Учитель-ученик» и по горизонтали (дружеские отношения);
в) Умение практически разрешать возникающие ситуации в процессе общения с детьми и взрослыми нестандартно, творчески, по-человечески;
г) научные методики применяются грамотно.
Предлагаемая программа адресована как учащимся школы, так и педагогам и психологам.
В марте-мае 2000 года проводился учебный семинар по программе «Диалоги о любви» с педагогами и психологами на базе ППМС центра Красногвардейского района. Программа «Познай себя и ты познаешь людей и мир» входила как часть в программу «Диалоги о любви» и представляла как лекции, так и практические занятия и индивидуальные консультации. Кроме того, В.Н. Масютин принимал обсуждение части занятий по программе «Диалоги о любви». Программа утверждена в УПМ в мае 2000 года.
Перспективы сформулированы автором:
1) Как строить блоки знаний в дальнейшем, чтобы самочувствие улучшалось не только ситуативно, но и происходило освобождение от болезней благодаря познанию человеком самого себя, использованию потенциала развития.
2) Сегодня внешние знания не гармонируют с внутренним содержанием личности самого педагога, неудовлетворенность педагогов разрушает гармонию детей.
Выводы: первый этап работы показал новые возможности. Одно из важнейших направлений — поиск красивой и эффективной формы передачи знаний разным типам людей ( с учетом пола, возраста, опыта, стереотипов т.д.).
Музыка — П. И. Чайковский (1840-1893)
Стихи — А. К. Толстой (1817-1875)
Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды!
Благословляю я свободу
И голубые небеса!
И посох мой благословляю,
И эту бедную суму,
И степь от края и до края,
И солнца свет, и ночи тьму!
И одинокую тропинку,
По коей нищий я иду,
И в поле каждую былинку,
И в небе каждую звезду!
О, если б мог всю жизнь смешать я,
Всю душу вместе с вами слить;
О, если б мог в мои объятья
Я вас, враги, друзья и братья,
И всю природу, и всю природу
В мои объятья заключить!..