Курс «Психология самопознания».

ВВЕДЕНИЕ

I.I. Цель преподавания курса.

Общая цель курса психологии самопознания направлена на формирование активной творческой личности преподавателя (студента), который владеет общими и специальными психолого-валеологическими знаниями и установками, дающими свободу мысли в выборе образовательной сферы самопознания и саморегулирования сознания, своих чувств и переживаний, здорового образа жизни своего физического тела со знанием своей судьбы.

Курс разработан с установкой помочь родителям, студентам или педагогическим работникам учебных заведений профессионального образования адаптироваться к современному детскому мышлению и социальному образу напряжённой жизни меняющегося общества без ущерба для своего психического и физического здоровья.

Для этого необходимо осмыслить и осознать важность и актуальность применения активного гармоничного, естественного творческого мышления, дающего реальное практическое применение:

а)  Активную философско-мировоззренческую особенность современного меняющегося мира — и место человека-разумного в нём, формирование у активных и пассивных личностей нового ценностного творческого отношения к жизни, а так же нейтрализация негативного отношения к ней; воспитание ответственности за своё и чужое психическое здоровье и жизнь; стремление к внутренней духовной потребности в планировании своего дальнейшего будущего и своей судьбы. А так же главное: осознанное понимание механизмов практического и реального осуществления своих личных замыслов и планов.

б) Развитие внутренней биологической свободной мысли и чувства высокой ответственности не делать зло, не нарушать законов естества. При этом, быть готовым развивать способности нового мышления вскрывать и совершенствовать свой талант; объективно оценивать и саморегулировать свои мудрые действия, поступки, привычки, качества характера, влияющие не только на свою судьбу, но и на судьбы тех, кого он обучает.

в)  Выбора пути развития гармоничного интеллекта и совести, формирование у себя, а так же у обучаемых объективной естественной и объёмной динамичной картины мира, адекватной современному сложному времени и уровню достигнутых знаний нашего общества, — и осознание места человека- разумного в нём.

г)  Выявление всего спектра своих способностей и развитие творческою потенциала мудрой жизни и судьбы и умение создавать тем самым благоприятные условия для раскрытия потенциала обучаемых.

Главное — это создать высокую степень убеждённости в том, что Вера в выбранный путь и судьбу способствует Надежде — глубоко освоенным знаниям; а сила любви к своим идеалам даёт элементы движения к мудрой любви, дающей жизнь и развитие всем.

I.II Задача курса — добиться следующих осмысленных знаний с применением:

  • Метода мышления, дающего нравственные гармоничные знания, формирующие основу здоровья и творческой деятельности;
  • Методы познания себя, своего тела (формы), своей души (чувства), рождающие высокий смысл понятийно-эмоционального объемного слова и логичной идеи его воплощения в жизнь. А так же, развитие своего сознания как внутреннего содержания, рождающего идеальную красивую идею развития и одухотворения идеальным мыслеобразом;
  • Методы работы над собой, умение планировать и влиять на судьбу, понимать качества и проявления гениальности и таланта, иметь ясную программу развития у себя определённых способностей;
  • Методы и способы выявления своих физических, социальных и духовных потребностей, а так же своих ценностей; взаимосвязь их со скрытыми мотивами жеятельности. Понимать причинно-следственные связи скрытого и явного в своей судьбе;
  • Методы, способы и приёмы познания других людей с учётом добытых и познанных методик по изменению себя к лучшему;
  • Методы мышления и способы разрешения противоречий в выборе пути развития личностных способностей;
  • Значение любви, силы познания и слияния со своими идеалами, единными ритмами человека, планеты, солнца, зодиака и космоса в качестве движущихся естественных сил времени развития стержня жизни;
  • Значение Надежды как познаваемых знаний, глубинных естественных законов жизни (и человека в нём), заставляющих постоянно самосовершенствоваться, двигаясь по пути развития гармонии сознания, души и физического тел;
  • Значение Веры как направленность движения по осмыслению и осознанию путей развития мышления, дающие проявленность активных творческих способностей через знания и силу, влияющую на мир, жизнь, людей и судьбы, — т.е. законы естества;
  • Выявление высших ценностей жизни, а так же познание того, как они соотносятся с ценностями людей; методы развития себя, своих воспитанников и близкого человека;
  • Понятие «свободы» и «необходимости». Осознание свободы творческой мысли и высокого чувства ответственности не делать зло, не нарушать законы естества, по которым живёт весь мир и человек в нём. Познание и использование в связи с этим наработанные и творчески создаваемые методики, способы и приёмы;
  • Понятие «культуры» и «красоты» любви среди людей, умение использовать методику воспитания своих чувств;
  • Методика работы над собой, своим физическим телом и душой. Осознание их е учётом реализации своей мечты;
  • Понять методологию выявления научной объёмной и динамичной картины мира и человека в нём. Осмыслять и осознавать скрытую суть гармонии, красоты, любви, естественных ритмов-времени в качестве основных спасителей естественного мира и судьбы человека, семьи, творческой группы, народа или цивилизации.

I.III. Методы и средства реализации учебной программы.

Программа обучения специальным знаниям будет состоять из 12 тем-модулей, взятых из учебного пособия «Человек» (1). При этом, каждая тема-модуль будет проходить по четырём естественным для мышления формам обучения:

  • Активная беседа, выдача изначальных знаний и методов (методик) познания. Задействование и работа памяти.
  • Развитие биологического процесса мышления по выданным методам и заданиям (методикам) на самостоятельной работе в классе под руководством преподавателя. Осмысление учебной темы.
  • Возвышение знаний через психотреннинги. Cоздание коллективного идеального синтез-образа всей изучаемой темы. Процесс осознания учебной темы: по сути, возвращение к естественному образованию — созданию единого идеального образа в голове у слушателей.
  • Гармонизирующие практические занятия в классе, дома, на природе, в музее или других центрах и лабораториях по выявленым и выданным индивидуальным и коллективным знаниям, развивающим творческое мышление.

Каждую тему-модуль преподаватель оценивает по системе контроля и диагностики и коррекции мыслеобразов с учётом того, как они усвоены слушателями и, при необходимости, углубляет, расширяет и переходит к следующей взаимосвязанной очередной теме-модулю.

Проводимая совокупность различных форм занятий и выдача конкретных методов, способов и приёмов позволяет охватить и целенаправленно развить у педагогов и руководителей активное индивидуальное творческое мышление в ходе обязательных всеобщих функций деятельности практического псдагога-психолога, работающего с людьми, а именно:

  • АКТИВНОГО ПОЗНАНИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ с проведением экспресс- диагностик, вовлечение постоянно действующей системы коррекции, проводимой при помощи индивидуальной работы, консультаций и организации поиска путей применения предлагаемых методов, способов и приёмов.
  • ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАБОТКИ БУДУЩЕЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ с учётом развития доминирующего активного творческого мышления в ходе осмысленных новых занятий, научных исследований, проводимых студентами, учитывающие уровень психолого-валеологических познаний с помощью постоянно действующей системы проводимых мероприятий и индивидуальной работы со своим подопечным.
  • ВСКРЫТИЕ И ВОЗВЫШЕНИЕ, обеспечение и развитие активных творческих способностей у педагогов и руководителей, осмысление ясных и доступных путей развития своего таланта.
  • ГАРМОНИЗИРУЮЩЕЕ И СОГЛАСУЮЩЕЕ умение управлять и применять специальные психолого-валеологические знания на конкретных занятиях и мероприятиях с учётом современной обстановки и поставленных перед коллективом целей и задач.
  • БОЛЬШОЕ ВНИМАНИЕ В ДАЛЬНЕЙШЕМ будет уделяться духовному общению, обратной связи и взаимопониманию на каждом занятии с учётом расшифровки букв и слов русского языка с применением проявленных ценностей в своей судьбе.

ВВОДНЫЙ УРОК

ОПРОС СЛУШАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Умеете ли вы активно творчески мыслить?»

Беседа

  1. Что изучает наука психология?
  2. Что даёт человеку познание поступков, проявлений чувств души и деятельности сознания, рорждающего мысль?
  3. Зачем человек, наделённый личностью, философствует? Может ли он обойтись без мысли? Какова первопричина любого поступка-действия?
  4. Почему люди применяют активную творческую мысль, когда надо решить пролемы любви или злости?
  5. Как происходит процесс мышления?
  6. Откуда берутся болезни? Отказ от решения проблем — это источник стрессов и заболеваний нервной системы.
  7. Первичная диагностика: домашнее задание — КАК Я МЫСЛЮ?

ТЕМА I. Интеллектуальный рационализм плоскостного логического мышления и особенность творческого объёмного мышления.

1.1 Кто как мыслит? Как учились в Древнем Египте? Выход на мудрость в ходе поиска ответа на вопрос: «Что первично — яйцо или курица?»

1.2 Структура знаний. Форма и её описание. Знания об этой форме в ходе жизнедеятельности. Методы познания: в начале не было ничего, был только смысл — направленность применение слова и оформление слова в мыслеобраз. Мысль левой части мозга как рождённый образ в правой части мозга. Самостоятельная работа под руководством преподавателя.

1.3 Метод мышления. Как мысль-идея развития принимает форму смысла слова, а смысл слова находит внешнюю форму проявления. Что такое истина? Как происходитнабор знаний по количеству и качеству: — Форма и её структура; — Знания о жизни формы; — Смысл-напраленность применения на практике; — Скрытая суть в форме мыслеобраза, работа воображения и логики как наполнение образа жизнью и развитием.

1.4 Практика-диспут. Как формируются стереотипы? Игра-познание человека. Три группы изучают одну и ту же личность, его поступки, слова и смысл речи, но у каждой из них свои установки — мировоззрение, взгляды, отношение. Результат: — первая группа: «выступает мудрец, святой человек», — вторая группа: «выступает подлец, преступник», — третья группа: «выступает обычный человек, надо узнать доброе и плохое о нём, а, главное, увидеть чего больше, куда направлены потоки знаний». Обсуждение: «Где же истина о человеке?» Практическая работа.

1.5 Контрольная работа по пройденной теме в форме матрицы-опроса. Начало работы в классе, окончательная доработка дома путём дополнения матрицы своими осознанными ответами

№  Взаимосвязь структуры знания по вертикали / Структура знаний внешней формы Идея развития формы. Определённые качества и характеристики Идеи развития смысла слова как спектра практического применения жизни Идея развития сознания как открытого содержания определённых идеальных качеств мысли
1 2 3 4
0 Мировоззрение, сформированное в детстве.
1 Любимая вещь, объект реального мира.
2 Любимый цветок растительного мира.
3 Любимое животное, представитель фауны.
4 Любимый герой сказки или мифа.
5 Любимый литературный персонаж.
6 Любимый народ или народность.
7 Любимое название созвездия или звезды.
Структура мироздания/структура знания о человеке Физическое тело, здоровье и его нравственно-духовные поступки Проявление души. Эмоционально-понятийное содержание мысли Проявление способности сознанием рождать мыслеобразы творческого содержания

ТЕМА II. История рождения «нового» трехмерного сознания: «Познай себя — и ты познаешь людей и мир»

2.1 Зарождение, методов познания как необходимая система познания совести и мудрости. Понятия «совести» и «мудрости». Понятие «совести» как нравственно-духовных качественных проявлений эмоциональной сферы человека-разумного. Понятие мудрости как методов поиска истины, способов управления деятельностью разума; как организованной силы творческой индивидуальности.

2.2 Путь развития активной мудрости и совести физической сферы деятельности за 5 тыс. лет. Путь развития биологической характеристики мудрости и совести социальной сферы деятельности за 3 тыс. лет. Путь развития возвышающейся мудрости и совести физической сферы деятельности за 3 тыс. лет по принципу: «Человек, познай себя себя, и ты познешь весь мир!

2.3 Рождение и применение методов, способов и приёмов на пути синтеза духа ~ опыта единой гармонии жизни как единственная направленность пути вскрытия резервов сознания и внешней формы, чтобы стать мудрым и совестливым за короткое время.

2.4 Значение для личности осмысленности и осознанности поступков как единой системы мышления, где функция познания переходит в функцию саморазвития центров сознания, рождающих гармонию, красоту и лад, а далее применяется функция, воздействующей, возвышающей и одухотворяющей силы на себя, людей и мир, в котором мы живём.

ТЕМА III. Триединный, одно в другом, процесс мышления, обхватывающий центры сознания, чувства души, осмысленный поступок физического тела.

3.1 Методы, способы и приёмы развития способностей. Значение мышления как силы, способной разрешать любые проблемы. Идеальный образец нашего мышления, разрешающего противоречия — наш биологический котёл- желудок.

3.2 Как физическая, информационно-социальная и духовная пища расщепляется на исходные элементы мироздания:

  • Внешняя форма вещества расщепляется до состояния поиска идеи развития       качественно-количественного  содержания, активно воздействующей красоты и гармонии.
  • Смысл применения найденных знаний красоты и гармонии в конкретной большой практической сфере деятельности, которые могут обхватить минеральный, растительный, животный мир, мир информации, — а так же огромного мира жизни народов и цивилизаций.
  • Взаимное возвышение скрытой сути найденных идей красоты и гармонии развивающихся способностей к самосовершенствованию сознания людей.

3.3 Понятия «гений», «талант» и пути выхода на них. Гармония, порядок, ритм одной естественной жизни людей и народов, живущих в социально-­информационной сфере, где должны властвовать законы красоты и идеи развития. Значение гармонии в музыке, живописи, архитектуре. Красота и совершенство в природе. В чём суть красоты поведения человека. Как проявляются красота души в каждой личности. Почему установление красоты и гармонии в мышлении человека разумного дают ему универсальный способ решения всех сложных проблем?

ТЕМА IV. Формирование современной личности, способной решать сложные проблемы развития и жизни.

4.1 Формирование физических, социальных и духовных мотивов деятельности. Как потребности влияют на скрытую суть личности — мотивы? Понятие мотивов в качестве силы духа развитая всего. Почему в истории развития сознания у многих мудрецов и святых все богатства и сокровища минерального мира превращались в социально-духовные произведения, культурные ценности. Б чём сила истинных сокровищ: любви, доброты, милосердия, сострадания, добрых дел, дарующих всем здоровый и счастливый образ жизни.

4.2 Методы, способы и приёмы познания скрытой сути человека: ФИЗИЧЕСКИЙ МОТИВ и сто взаимовлияние на осмысленный и неосмысленный образ действий. СОЦИАЛЬНЫЙ МОТИВ и его взаимовлияние на интересы, идеалы, направленность развития, способности анализировать и синтезировать знания в вечные ценности жизни: — Любви (силы движения к самосовершенству, к своему идеалу); — Надежды (стремлениеи поиск знаний, законов, задействующих развитие); — Веры (как найденного истинного пути эволюционного развития сознания). ДУХОВНЫЙ МОТИВ и его взаимовлияние, взаимопроявлепия через качества совести и количество мудрости в жизнедеятельности одной личности, способной активно и творчески влиять на людей и мир, в котором мы живём. ВИЕКЛАССПАЛ РАБОТА: культпоход в Эрмитаж на выставку «История Психеи в произведении французских живописцев». Тема: «Взаимоотношение совести и мудрости как скрытой сути проявления человека разумного в нашей жизни».

ТЕМА V. Путь вскрытия резервов в ходе согласования работы правой (мысле-образно-эмоциональной) пространственной части мозга — и левой (мысле-логичной рационально­временной) части сознания.

5.1 Методы, способы и приёмы познания человека и его индивидуальности. Творческий посик путей изменения качеств и количеств проявления сознания. Почему найденные в себе методысамосовсршенства не могут нес ти зло другим? Как на практике проявляются качества юношей как будущего мужчины (стремление делать добро, проявляьб благородство, силу ума и храбрость в защите интересов жизни и развития, ответственности, честности и трудолюбия. Проявление качеств девушки как будущей женщины — в любви и нежности, терпения и читоты, верности и преданности быту, миру, планеты как единного дома для жизни всех в согласии и в развитии.

5.2 Почему любовь дарует взаимопонимание двух противоположных качеств сознания и рождает при этом третье качество состояние найденной идеи: «Как можно всем в мире, в согласии, жить и развиваться».

5.3 Внеклассная работа. Культпоход в музей «Спас на Крови». Тема: «Талант и красота, вечность и любовь!»

ТЕМА VI. Смысл судьбы в развитии разума-сознания ума- мышления-гармоничной мысли. Место, роль и взаимосвязь любви в жизни людей.

6.1 Методы, способы и приёмы мышления по выбору путей развития своих способностей. Разрешение противоречий. Механизм выхода на судьбу. Понятие судьбы.

6.2 Поиск системы саморазвития. Возможности по научному прогнозированияю своей судьбы. Можно ли уйти от стрессов?

6.3 Возможности личности по развитию таланта. В чём радость жизни: в творчестве или в Любви? Как можно добиться творческой Любви, имеющей саморазвитие?

6.4 Выдача задания для контрольной работы на тему: «Моя мечта».

ТЕМА VII. Потенциальные возможности личности, выбирающей путь Дороги-веры в поиске истины, использующей силу любви к идеалам и высшим ценностям Жизни, имеющей надёжные знания законов естества.

7.1 Понятие Веры как пути самоизменения своего характера до полного совершенства. Как можно воплотить любую мечту в жизнь. Что для этого надо?

7.2 Понятие Надежды как постоянно встречаемых знаний, законов и своих возможностей в ходе самосовершенствования себя и близких людей.

7.3 Понятие Любви как истинно существующей силы в сердце человека, позволяющая проявиться творческим способностям.

7.4 Пути и возможности проявления Веры, Надежды и Любви в их единстве и по отдельным элементам. Понятие счастья.

ТЕМА VIII. Духовно-нарвственный путь развития сознания души и осмысленных посту пков, когда мысли, чувства и дела согласованы между собой.

8.1 Опрос учеников об их ргстинных ценностях. Разработка общей объёмной структуры различных ценностей с использованием модели центров сознания человека.

8.2 Методы, способы и приёмы изменения ценностей и индивидуальных интересов с учётом применения научного прогнозирования. Как можно иметь любые ценности, если придерживаться формулы счастья и постоянного развития. «Смысл всего, что делаешь, надо связывать с развитым творческим сознанием, решающим проблемы и дающими красоту и гармонию различным формам проявления в ходе жизнедеятельности себя и людей».

8.3 Самыми главными ценностями для человека являются его жизнь и здоровье. Понятие жизни как «жажды-желания (любви) истинных знаний законов ноты-гармонии (сознания, души и тела), дарующим всем истинную и н д и ви дуальн о сть».

ТЕМА IX. Путь развития полной красоты внешней формы материи и эффективного внутреннего содержания-сознания людей.

9.1 Понятие свободы активной творческой мысли и воспитания чувства ответственности не делать зло, не наруша ть законов естества жизни.

9.2 Что такое доброта — как качественные знания, — и что такое зло — как служение форме количественных знаний, приводящих к борьбсс содержанием-сознанием людей. (Место формы-материи и содержания- мысли)

9.3 Как можно из зла сделать добро? (Место процесса-закона развития).

9.4 Единая точка отсчёта качественных и количественных знаний, позволяющих легко ориентироваться в объёмных моделях — картинах мира и человека в нём.

9.5 Домашнее задание: Анализ картины мира народов и народностей и их отображение» («Мифы о Вселенной». Евсюков В.Н. Изд. Наука.: 1986)

ТЕМА X. Активная жизненная позиция: место, роль и взаимодействие любви и мудрости в жизни людей.

  • Понятие Любви. Культура Любви и как надо поступать при всчтрече с человеком, который тебе нс правится. Как формируются болезни?
  • Методы воспитания своих чувств. Как расшифровать загадку из известной народной сказки «Пойди туда, не знаю куда. Принеси то, не знаю что».
  • Контрольная работа по пройденной теме в форме исследовательского задания «Проявленность Любви в нашей жизни, её сила и результат действия».

ТЕМА XI. Возможности мышления в ходе решения проблем: как объединять «различные противоположности» в единое понятие — Истину.

  • Что даёт метод работы над собой? Что будет, если не заниматься собой, своим самосовершенствованием?
  • Понятие творчества и его проявление в самом себе.
  • Как быть счастливым в ходе активной творческой деятельности сознания.
  • Перечень приложений для самостоятельного изучения:
  • Психологичкого словаря. Как им пользоваться.
  • Различные черты характера. Возможные приёмы коррекции. Антонимо-синонимический словарь.
  • Шкала дифференциальных эмоций К. Изарда.
  • Признаки некоторых эмоциональных состояний.
  • Организация психологической индивидуальной консультации для студентов, родителей и преподавателей.

ТЕМА XII. Упрощенная духовно-объёмная динамичная научная картина мира. Место, роль и взаимовлияние мысли-образа-идеала и мысли-логики воплощения мечты в нашей жизни.

  • Как древние времена познавали мир. Научная объёмная динамичная картина мира и человека в нём. Возможности личности по ориентированию в больших блоках знаний.
  • Место, роль и взаимосвязь закона гармонии. Проявление везде и во всём естественной красоты в жизни людей.
  • Контрольная работа под руководством учителя по пройденной теме в форме научного исследования, где вскрываются причинно-следственные связи по предлагаемой методологии:
  • Минеральный мир до взаимосвязи с внешней формой,
  • Растительный мир до состояния взаимосвязи света (фотосинтеза) и тьмы (элементов земли корнями растения),
  • Животный мир до уровня коллективной формы жизни и зачатков интеллекта,
  • Внешние формы, символы, буквы и всё то, что синтезирует в себе знания о развитии качеств проявления души, сознания и физичкого тела людей,
  • Мир людей и народов, социальные общественные институты, жизнедеятельность человека-разумного на Земле,
  • Мир мыслей, информационные поля, информационная голограмма планеты Земля (понятие экологии мыслеобраза),
  • Космос и его стройная система единства, гармонии и вечного движения — эволюции всех мирозданий.

Познавательное занятие в Планетарии по теме: «Сказка в небе» (Космология — мудрость и любовь).

УЧЕБНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО КУРСУ.

  • Рекомендуемая литература:
  1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. — М.: 1996
  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: 1988
  3. Евсюков II. Мифы о Вселенной. Наука, 1986
  4. Калинина Р.Р. В гостях у Золушки. Псков, 1986
  5. Мясищев В.Н. Психология отношений. — М.: 1996
  6. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: 1986
  7. Слободчиков В.Н. Психология человека. — М.: 1996
  8. Фромм Э. Душа человека. — М.: 1991
  9. Человек. Учебное пособие для 9 класса. «Дрофа», 1995

ПРИЛОЖЕНИЯ:

  1. Черты характера.
  2. Краткий психологический словарь.
  3. Шкала дифференциальных эмоций К. Изарда.
  4. Черты характера. Антонимо-синонимический словарь.
  5. Признак некоторых эмоциоанльных состояний.

Программа утверждена на заседании кафедры Проткол №  от «______________ »_______________________________ 200_г.

ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ:

(подпись)

РАЗРАБОТЧИК ПРОГРАММЫ:

(подпись)

НАЧАЛЬНИК

УЧЕБНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО

ОТДЕЛА:

(подпись)