Наскальная живопись_1

Добрый день, Всем Всем

 

В первую очередь, хотелось бы поблагодарить Вас за все те опыты, которые я обретала на протяжении многих лет благодаря Вам, и участию в ваших проектах.

Во-вторых, Вы просите напомнить о том, откуда, как и где сейчас.

Моя «история» началась в онкологическом центре, в котором оказалась моя мама. Я бродила по этим жутким коридорам, и, по своему обыкновению, прислушивалась к разговорам. Мне хотелось тогда понять, как такое количество людей могут  столь безрадостно проживать свои жизни. Я слышала в этих коридорах одно и то же. Звучали обиды, огорчения, печали, нереализованные мечты… Было в этих коридорах одиночество и горестные воспоминания и многое другое… И тогда, именно там, я поняла, что для выздоровления всем этим людям «нужен» совершенно другой мир – радостный и красочный. Чтобы они с помощью чего-то волшебного смогли перенести себя в иную реальность, нежели та, в которую они зачем-то погрузились. Может быть это было очень «по-детски», весьма поверхностно… но и сейчас я еще продолжаю оставаться все таким же оптимистом.

У нас (на моей работе) тогда только начался совместный проект с путешественником Виталием Сундаковым (https://sundakov.ru/about/). Я читала его книги – и на длительное время погружалась в его реальности – пустыни, джунгли… Мне тогда показалось, что такого рода литература – это лекарство для многих. Я выпросила несколько коробок его новых книг для тех, с кем я уже успела познакомиться в палатах. Я была уверена, что его страсть к путешествиям, и радость даже от внутреннего созерцания нарисованных его умелым пером «душевных картин» — уже добрая половина на пути к их излечению.

Но на этом мой поиск не закончился. Мне хотелось найти что-то еще. Более действенное. И этим «действенным» стали Вы. Ваш мир. Начался он для меня весьма неожиданно, в музее Марины Цветаевой в Москве. Мне позвонила подруга (Юля Морозова) и предложила встретиться в этом месте, забыв сказать, что там Вы проводите мероприятие, и собираете только самых близких Вам людей. Сама она на встречу приехала с опозданием на несколько часов. А я, таким образом, оказалась среди Вас…

Вы, может быть, помните, что добрую половину жизни я провожу во сне. Это еще один мир, для меня явно параллельный нашему. По количеству полученных «там» мною впечатлений, ЭТОТ — «реальный» для многих мир – явно проигрывает.

В тот год (сейчас уже не помню какой) на протяжении нескольких месяцев мне непрерывно снилось «слово БЕРГ». К тому моменту я уже знала, что в переводе с немецкого этот корень означает «Гора». Меня в тот год уже судьба «встретила» с несколькими Бергами – Узенбергами и Айзенбергами. Все  «Берги» для меня впоследствии становились некими весьма знаковыми встречами. Например, Узенберг –  как я потом узнала –  это отражение идеи «пути» – буквальный перевод — «Идущий в гору».

«Гор» в моей жизни, как я потом поняла, должно было случится некоторое количество. Иду «в гору» по сей день.

Вот сегодня во сне опять ехала в гору. Почему-то на «старой машине». Для меня это  очень читаемый символ – получая новые опыты жизни я по-прежнему  где-то использую старое, в чем-то стереотипное мышление.

Но идти именно «в гору» — по крайней мере, делать какие-то осознанные попытки двигаться «вверх» — для меня остается крайне важным.

Потом «во снах» я ознакомилась с идеями «лабиринта сознания» или «бега по кругу» — свойственному современному человечеству…  Было очевидно, что мое подсознание подкидывало, тем самым, идеи поиска выхода из собственного «лабиринта сознания». А для того, чтобы найти путь – надо было  «заглянуть в корень».

Вся эта «философия» немного «бродила» в моей голове. И тут …

Вдруг, в музее Марины Цветаевой, Вы произносите это особенное для меня тогда слово – фамилию Вашего отца – КоринБерг. Это для меня тогда стало «красным маркером». Ваши «университеты» — стали тем местом, где я впервые «стала познавать» идею «зри в корень».

Как можно «заглянуть в корень»? Или как Вы сформулировали в одной из публикаций — «То, чего мы не знаем, продолжает влиять на нас». Но на тот момент мне было вовсе непонятно, как найти то, чего мы не знаем. И еще мне хотелось понять, как сделать влияние этого «неизвестно чего» максимально позитивным для себя.

Занимаясь архивами ваших занятий, я тогда поняла, что тем самым я начинаю взаимодействовать не с «людьми» и не с «науками», а заглядываю куда-то глубже — «в души» людей.

Получается, что работы, которые я перебирала на форумах – были теми самыми «задушевными разговорами» — которые люди ведут друг с другом, используя совершенно другую «языковую систему» — систему образов и наполняющих их смыслов. В каждой работе для меня «виднелась некая скрытая суть».  И при этом эта «суть (глубина)» изображаемых вещей (явлений, событий) представлялась более истинной, но одновременно ярко индивидуальной, пропущенной через призму индивидуального сознания. Через «индивидуальный лабиринт».

Возможно, многолетний поиск этого самого «того, чего мы не знаем» и путешествию «по собственным лабиринтам» — привела меня в музей. Уже несколько лет я работаю в музее.

Здесь, в этом маленьком городке, куда меня занесла судьба –  превеликое множество «зияющих пустот».  О них Вы пишите. Мы тоже пытаемся в них разобраться. Иногда успешно. Но так далеко – за десяток тысяч лет – мы не заглядываем (только в рамках обязательной школьной программы — http://kirsmuzey.tmbreg.ru/2020/10/20/naskaln-jiv/). А в исследованиях «пустот» ограничиваемся несколькими веками.

Для меня все эти «исторические пустоты» реально существуют. Я чувствую их влияние на сознание всех, кто живет или приезжает в наш город. Они влияют и на тех, кто «давно покинул эти места». Все «переезды» не имеют особого значения. Как и «время». Все продолжает жить в каждом.

И на основании «этого всего» каждый пишет свой Мир.  И от каждого зависит, каким будет этот мир, насколько ярким и целостным…  Теперь я хотя бы понимаю, какими колоссальными возможностями я изначально обладала, и какими бы различными могли бы быть «полотна моей жизни». В моих руках была вся палитра…

Что касается первых впечатлений из вашего обращения к нам…

Я рассматривала изображения по ссылкам. Все новогодние каникулы. По несколько раз в день. Но пока ничего нового в моей голове не «появилось». Я по-прежнему вижу «собственные пустоты». Особенно в том месте – где есть связь «человека и природы». Во всех этих наскальных работах глубинная связь человека с его окружающим миром. Я несколько раз думала, что бы я нарисовала, если бы встала напротив этой скалы. У меня есть мир внутренний – переживания  и измышлизмы. Я бы нарисовала их. Еще бы разок подумав, я бы нарисовала мир внешний – дома, компьютеры, музей, тех людей, в контакте с которым я нахожусь. И те творческие идеи (процессы), которыми я живу. И вот здесь я бы увидела некий «разрыв». Мир внутренний и мир внешний – на моих «наскальных рисунках» — слишком бы сильно отличался.

Мы были с Вами в Милане. Там ваше задание было «Изнутри в Наружу». В  древних наскальных рисунках – я, в первую очередь, вижу полное соответствие. Мира внутреннего и мира внешнего. И наш внешний мир мне почему-то начинает касаться «ущербным». Много из того, что я проживаю в мире внешнем – компьютеры, публикации в фейсбуках, разные другие события… — не входят в мой «мир внутренний». Многое из того, что я «делаю» днем – является действием «механическим», которое не «трогает за душу» и не является «разговором души».

Нас в этом городе окружает и Природа. Даже «супер природа» – недалеко находится заповедник Воронинский. Особо охраняемая природная зона. Но последние самостоятельные попытки изобразить «дерево» или «природу» — были у меня только в детстве. Я много времени проводила тогда в лесу, на свежем воздухе.  Или по вашим занятиям.

В этом году у меня случилось несколько интересных бесед. Если кратко – то 1). — в нашей стране «перевелись художники иллюстраторы»; 2) – перевелись художники анималисты.

Т.е. передать истинный образ «лошадки» или «стрижа» — представляется большинству крайне трудным. Например, мастера, который мог бы выполнить «гербовник России» (с лошадками и белками..) — искали по всей стране – нашли у нас в Тамбовской глубинке.

Перевести художественный текст в образы – тоже в современном мире сложно. Издательства «плачут», как и хорошие рассказчики… (писатели, поэты).

И еще сложнее найти мастера – который бы смог сделать набор иллюстраций к художественному тексту про «животных».

Я не исключение. Когда Вы попросили изобразить «лунный свет» — я вдруг поняла, что я его почти не представляю. Мой «мир внешний» — очень убогий. Слишком оторван от Природы.  И не только мой. Мы работаем с детьми в школе, в музее. Иногда  я также прошу их нарисовать «лунный свет» или что-то подобное.  Порой у детей не возникает никаких образов. Многие из них не могут вспомнить ничего – этого нет на памяти… (очередные пустоты). Они не знают птиц (не различают), не знают с какой стороны встает солнце (не видели)… и т.д.

Поэтому для меня – тема, которую Вы затронули – на первый взгляд – это попытка «заполнить пустоты».  Так как «все в нас». Мы «дети земли», «дети матери природы», и я уверена «носим в себе» по сей день «изначальную суть» — «изначальные коды».  Изначальную природу.

Ту самую «целостность», которая для меня представляется утерянной.  Соответствие внутреннего и внешнего, их истинности и взаимопроникновения. Что-то вроде вызова современном человечеству в работах «наскальных живописцев».

 

О….

Теперь я увидела, что «о себе пару слов» надо было…  Э….

В двух словах…

Добрый день, в настоящее время работаю в Краеведческом музее. Тема удивительным образом зацепила. Задела слишком много пластов… нагромождение идей…  Может быть участие в проекте позволит что-то «расставить по своим местам», вернуть к изначальному, к целостности, к Природе – что для меня «проникает сквозь наскальные рисунки». Осмыслить и упорядочить — как это я нахожу в работах Клее.