Фонтан «Столп с Птицей» около дома Пионеров

УЧИТЕЛЬ ШКОЛЫ № 85, ВИКТОР АЛЕКСАНДРОВИЧ ГРИШИН ( СВЕТЛАЯ ЕМУ ПАМЯТЬ), ГОВОРИЛ, ЧТО ЭТО ЗДАНИЕ, ДОМ ПИОНЕРОВ, РАНЬШЕ БЫЛО ЦЕРКОВНО- ПРИХОДСКОЙ ШКОЛОЙ УСПЕНСКОГО СОБОРА. НАХОДИЛОСЬ ОНО БЛИЖЕ К УЛ. КРАСНОАРМЕЙСКОЙ ОТНОСИТЕЛЬНО СОБОРА…

(Церковно-приходская школа при Соборной Успенской церкви. Заведующий школой — протоиерей Александр Владимирович Покровский, он же законоучитель. Учительницы: Мария Алексеевна Щеглова и Мария Егоровна Смирнова)

Секретарь Кирсановского отделения ВООПИК Нина Андреевна Скачкова в письме от 4 ноября 1991 года любезно сообщила мне, что «…Ильинскую церковь разрушили в 1937 году. Кирпич использовали… на постамент памятника В.И. Ленину в центре города… Успенский собор я помню. В годы войны в него ссыпали зерно… В 1947 году собор был огорожен досчатым грубым забором, в нем располагалась автоколонна. Потом стали создавать лесозащитную станцию. Решили взять с собора кирпич, но Москва не разрешила. Местные власти, чтобы убедить центр, малярной кистью нарисовали черные полосы, сфотографировали их и выслали в центр показать, что якобы собор сам по себе разрушится. Центр дал добро. Собор был взорван, но никакого кирпича не получили – один щебень. Его использовали для трамбовки площадки автоколонны. На месте собора устроили Пионерский сквер. Березки в нем сажала и я, будучи ученицей Кирсановского педучилища. А было это в 1951 году».

По материалам сайта: http://www.grad-kirsanov.ru

Культу́рный код — ключ к пониманию данного типа культуры; уникальные культурные особенности, доставшиеся народам от предков. Набор образов — это не то, что говорится или чётко осознается, а то, что скрыто от понимания, но проявляется в поступках, помогает понимать реакции, определяет психологию.

Столп — образ, использованный автором фонтана в г. Кирсанове. Что в сознании связано с данным образом? Быть может: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный, к нему не зарастёт народная тропа..»?

«Столп» также использовали в связи с конструктивной схемой древнерусских храмов — четырёхстолпный, шестистопный — т.е. центрический объём, заключающий в себе развитое по вертикали пространство.

По наблюдению Ю. М. Лотмана, именно церковнославянизмы «придают торжественное, почти ритуальное звучание» произведениям А. С. Пушкина.

Отдельный интерес представляет термин «столпник» (в частности, знаменитые «Столпники» Феофана Грека в церкви на Ильине улице в Новгороде), что говорит, как минимум, о смысловой широте древнего слова «столп».
Кроме того, очевидно, насколько тесно связаны лирика, архитектура… с жизненными впечатлениями и глубоко усвоенной традицией. Но одновременно, на ещё более глубоком уровне, просматривается конфликт бессмертия, которым награждается труд гения, вошедший в народную память…

«Нельзя было смотреть без глубокого душевного умиления на государя, смиренно стоящего на коленях впереди сего многочисленного войска, сдвинутого словом его к подножию сооружённого им колосса. Он молился о брате, и всё в эту минуту говорило о земной славе сего державного брата: и монумент, носящий его имя, и коленопреклонённая русская армия, и народ, посреди которого он жил, благодушный, всем доступный <…> Как поразительна была в эту минуту сия противоположность житейского величия, пышного, но скоропреходящего, с величием смерти, мрачным, но неизменным; и сколь красноречив был в виду того и другого сей ангел, который, непричастно всему, что окружало его, стоял между землею и небом, принадлежа одной своим монументальным гранитом, изображающим то, чего уже нет, а другому лучезарным своим крестом, символом того, что всегда и навеки

— Послание В. А. Жуковского «Императору Александру», раскрывающее символику этого акта и дающая толкование новому молебну

Post Author: vshelest